Турбокомпрессор является одним из наиболее прецизионных агрегатов двигателя внутреннего сгорания или дизеля.

Ремонт турбокомпрессоралюбого типа требует четкого соблюдения последовательности технологических операций, перечисленных ниже.

  • Производится предварительный осмотр поступающего в ремонт (или на диагностику) турбокомпрессора на наличие внешних механических повреждений и деформаций корпусных деталей и актуатора.
  • Турбокомпрессор полностью разбирается для проведения дефектовки.
  • Производится дефектовка деталей и элементов ТК. Осматриваются внутренние полости корпусов на наличие повреждений, сколов, трещин, вмятин и т.д. Осматривается колесо компрессора на наличие внешних механических повреждений и деформаций. Особое внимание обращается на состояние вала с турбинным колесом. При отсутствии внешних видимых механических повреждений и деформаций, вал устанавливается в призмы для проверки радиального биения. После всего вышеперечисленного принимается решение о пригодности дальнейшей эксплуатации колеса компрессора и вала с турбинным колесом.
  • Дефектовка радиальных подшипников, упорного подшипника, дистанционных втулок, уплотнительных колец, манжет и прокладок не производится — перечисленные элементы при ремонте заменяются на новые.
  • Все корпусные детали и колеса (если они не подлежат замене) тщательно очищаются в пескоструйной камере. Внутренняя полость корпуса подшипников при очистке изолируется от попадания внутрь песка специальными заглушками. Вал изолируется при очистке специальной оправкой во избежание повреждений поверхностей трения и посадочных поверхностей, производится очистка только лопастей турбинного колеса. У компрессорного колеса при очистке изолируется посадочная поверхность.
  • После очистки детали и элементы тщательно обдуваются сжатым воздухом, заглушки и оправки удаляются, корпус подшипников, колесо компрессора и вал с турбинным колесом промываются специальным составом в ультразвуковой ванне, после чего повторно обдуваются сжатым воздухом.
  • Производится первый этап  четырехступенчатого балансировочного цикла. Вал с турбинным колесом балансируется на станке для балансировки валов. Частота вращении вала до 9000 об/мин – зависит от диаметра приводной шейки вала. Это самый важный этап балансировочного цикла, от него в большей мере зависит итог всего балансировочного цикла.

turbinnyi val

  • Второй этап – балансировка ротора в сборе (вал с турбинным колесом, дистанционные втулки, колесо компрессора, гайка) на том же стенде, только по другим калибровочным данным. Частота вращении ротора  до 9000 об/мин.
  • Производится сборка картриджа турбокомпрессора. Детали и элементы перед сборкой картриджа обдуваются сжатым воздухом, при сборке соблюдается чистота всех комплектующих. Масляные каналы радиальных подшипников, упорного подшипника, корпуса подшипников повторно проверяются на отсутствие загрязнений и посторонних предметов.
  • Картридж устанавливается на стенд для балансировки картриджей турбин, часть станка, предназначенную для балансировки на низких оборотах. Подключается маслоподающая магистраль. Моторное масло в стенде прогревается до температуры 45-55 градусов. Давление масла — 5 атм. Практически, на этом этапе создаются рабочие условия эксплуатации турбокомпрессора на автомобиле. Производится третий этап  балансировочного цикла. Ротор турбокомпрессора балансируется на этом этапе на частотах до 40000 об/мин. в двух плоскостях. Одновременно картридж проверяется визуально на утечку масла с компрессорной и турбинной сторон.

kartridg turbokompressora

  • Завершающий, четвертый этап  балансировочного цикла производится на том же стенде, на высокооборотистой части. При проведении квалифицированной балансировки на первых трех этапах, добалансировка на завершающем этапе практически не требуется. Картридж разгоняется с положения покоя до своих максимально допустимых (паспортных) оборотов, при этом во всем диапазоне рабочих частот снимаются значения остаточного дисбаланса и отображаются в виде графика на мониторе. При необходимости, значение остаточного дисбаланса на каком-либо участке рабочего диапазоне корректируется методом удаления массы.

balans kartridga turbiny

  • После завершения балансировочного цикла картридж снимается со стенда, маслоподающий и маслосливной каналы корпуса подшипников блокируются заглушками во избежание попадания пыли и грязи внутрь.Производиться окончательная сборка турбокомпрессора.